Мы прибыли в Марракеш для того, чтобы оттуда отправиться в горную деревушку Имлиль, откуда все покорители Тубкаля начинают свой маршрут. В очередной раз воспользовались гранд такси, стоянка которых расположилась недалёко от главной площади города — Джема эль-Фна. Но вот прямой маршрут до Имлиля стоит дороже, чем с пересадками, да и машина набирается дольше. Поэтому мы доехали сначала до городочка Асни (40 Dh на двоих), а там пересели на другое такси до Имлиля (30 Dh на двоих).

Уже по дороге в горы мы ощутили присутствие здесь ранней осени, когда листья преобретают различные оттенки — от желтого до бордового, а деревья потихоньку начинают оголять свои хрупкие веточки. Прибыли мы в деревушку уже ближе к 3-м часам. Очарованные красотой природы, мы забрались повыше в горы и заселились в уютный отель, терраса которого позволяла охватить мощный вид на Тубкаль, к которому мы должны выдвигаться завтра утром.

Гора Тубкаль - Восхождение Деревня Имлиль Горная деревня Имлиль

Отелей в Имлиле много, можно выбирать любой, но предпочтение стоит отдавать номерам со сплит системой: как только в горах садится солнышко, становится довольно холодно. Мы спали под 2-мя одеялами и с 31 градусом на сплитке. После плотного завтрака мы выдвинулись на тропу. Любой местный при слове «Тубкаль» укажет путь в нужную сторону, поэтому заблудиться сложно. По пути можно встретить множество пунктов аренды оборудования для восхождения. Здесь мы и взяли на 2 дня кошки и мне тёплые штаны (все по 40 Dh).

Итак, мы начали свой трекинг, наполненные энтузиазмом: погода чудесная, выспались, сытые! Поход нам представлялся захватывающим приключением — шли за руки и напевали песню из «Волшебника изумрудного города». Очевидно, что 17 км — это задача не из легких, мы заранее себя настраивали, что будет трудно. Но пройдя первые 5 км в гору, мы ощутили себя супер-мощными гигантами, которые не знают усталости. Шли, смеялись, любовались горными деревушками, снимали видео…

Трекинг на Тубкаль Дарья Богданова

Но вскоре деревни кончились, вместе с ними и хорошие дороги. Впереди были только каменные тропинки в гору, вытоптанные барашками, ослами, козочками и нашими единомышленниками.

Путь по тропинкам оказался сложнее, мы почти перестали разговаривать друг с другом, но сил еще хватало, чтобы снимать видео во время пути. Мы прошагали в гору километра четыре и набрели еще на одну деревушку, расположившуюся у устья реки, бежавшей вниз по каменистым склонам. Пройдя по белому мостику, переброшенному через водопад, мы решили сделать небольшую остановку. Здесь нет ни связи, ни интернета, только свежий воздух, отдающий прохладой и первые за все время замерзшие струйки воды в ущельях — это была середина нашего пути. Набравшись сил, мы пошли по привычной нам тропе, но вдруг местные остановили нас и сказали: «Вы идете в глубь деревни, путь на Тубкаль там!» — и пальцем указали на высокую каменистую гору, где еле-еле была видна дорожка. Это и был наш путь.

Дорога на Джебель ТубкальТубкаль трекинг Тубкаль восхождение

На следующем участке трекинга к нам присоседился новый попутчик — отдышка:)) Камера лежала в рюкзаке, а все безумные красоты по сторонам уже не представляли никакого интереса. Мы смотрели только под ноги, потому что дорога была непредсказуемая, а слева от нас был обрыв, который далеко внизу давал начало зеленой равнине.

Таким образом, на автомате, мы спешили обогнуть эту гору, потому что были уверены, что за ней лежит последный отрезок нашего пути до лагеря альпинистов. Так оно и было! Присев на привал, мы встретили ребят из Чешской Республики, которые возвращались с Тубкаля. С широкой улыбкой и подбодряющей ноткой в голосе они объявили, что до лагеря осталось примерно час сорок минут. Тут у меня вылетело: «Oh My God!». Мы идем уже 4 часа, как прирожденные горцы! Откуда еще взять силы на остаток пути??? Но другого выбора нет. Мы съели 2 варенных яйца, запили их ледяной водой и пошли дальше. Картина, которая встала перед нашими глазами напоминала кадр из какого-то приключенческого фильма: перед нами была широкая равнина с заледенелыми водопадами, заключенная горными массивами, солнце начинало садиться, но лучики нежно отражались в ручейках, которые петляли по нашей дорожке. По камням, как лягушата, мы прыгали, чтобы не замочить обувь. Мы вспомнили Фродо и Сэма, которые на своем пути в Мордор наверняка повидали что-то подобное.

Привалы стали все чаще, в тени было даже холодно, поэтому мы надели куртки и шапки. Вдруг на горизонте появились коричневые кирпичные дома — нам сюда! На территории всего 2 приюта, но второй намного дешевле, поэтому мы заранее решили остаться именно там и будучи еще в Марракеше забронировали себе места.

Не помню точно, какие были мысли у нас на последнем броске, помню только, что было тяжело и как мы записывали в журнал наши имена для заселения. Здесь мы познакомились с ребятами: Эван, Крис из Аляски и Шер и Лора из Канады, с которыми и решили завтра утром выдвигаться на Джебель Тубкаль. После вкусного ужина (хотя любой ужин после такого пути покажется вкусным) мы забрались в спальники (которые взяли с собой еще в Мск) и легли спать. Ночью спали плохо: гудели ноги, спина, поясница, снились камни, обрывы, падения… казалось, что мы не сможем покорить вершину. Но в 5:30 прозвенел будильник и вместе с этим бесячим звуком появились силы и такой боевой настрой, что можно было смело включать саундтрек к фильму «Терминатор», потому что было в тему!

Для прочтения записи дальше, включите, пожалуйста, фоном прикрепленную аудиозапись.

Включили? Поехали!

Мы позавтракали хлебом с вареньем и вышли на тропу. Нам предстояло 3, 3 км. Вот тут мы по-настоящему узнали, что значит подниматься в гору! Как какие-то животные, цепляясь за огромные глыбы руками и ногами, мы поднимались метр за метром. С первых же минут подъема хотелось остановиться на отдых, но ребята задавали темп. Неожиданно под ногами стали сыпаться камни, а так как мы шли друг за другом, стало опасно. Тогда Крис, который работает пожарником в лесах Аляски и покорил уже ни одну вершину, стал вести нас обходным путем.

Медленно, но уверенно вышли на новый этап тропы, где начинался лед. Мы надели crampons или по-русски — кошки, которые помогают цепляться за лед, и после небольшого перекуса двинулись дальше. В самый неподходящий момент у меня слетел левый крампонс, потому что на нем отсутствовала часть, которая фиксирует пятку. Спасибо Эвану, который нашел в своем рюкзаке бечевку и стал вязать своего рода лямку, как на сандалии. Готово! Можно идти дальше.

Вскоре мы вышли к подножию вершины Тубкаля. Уже был виден тот треугольник, который обозначал пик горы, а вокруг можно было наслаждаться красотами пустыни, Атласких гор и далеких городов. Но мы проделали этот путь не из-за этой красоты, а чтобы положить в нашу семейную копилку впечатления от покорения первой в своей жизни горы! Поэтому, собрав последние силы, мы пошли выше. Перед самой вершиной, за несколько шагов, мы взялись за руки, чтобы сделать это вместе… три, два, один! Ура!!!!)) У нас получилось!!! В общем итоге на подъем с лагеря на вершину горы у нас ушло 4 часа.

Ощущения нереальные! Но тебе не хочется прыгать или кричать всему миру, какой ты мощный. Наступает тишина…все вокруг замирает, ты садишься на холодный камень и вглядываешься вдаль, а в голове пустота, будто все мысли остались где-то там внизу, будто внутри тебя перезагружается какой-то механизм. После минутки уединения с самими собой, наступили оживленные разговоры, фотографии, доставания из рюкзаков разной еды и моментальное ее поглощение.

Гора Тубкаль восхождение Вершина атласских гор
Уходить совсем не хотелось, но времени было в обрез, потому что нам, кроме спуска к лагерю, предстоял еще и 17-ти километровый поход обратно в Имлиль. Мы тепло попрощались с ребятами и стали спускаться. Это в два раза быстрее, чем подниматься, но все же тяжело, потому что в работу включаются другие мышцы, ранее не задействованные при подъеме. Так как мы шли без проводника, то грех было не заблудиться! В итоге в лагерь возвращались по устью бегущей реки. Мы не расстроились, потому что всегда приветствуем разнообразие))

На дрожащих ногах мы зашли на кухню и попросили что-нибудь поесть. Нам тут же принесли омлет с сыром и марокканский салат из помидоров. Вообще, «Refuge du Toubkal» — очень приятное место с внимательным персоналом, за это им огромное спасибо. За ужин, ночь, завтрак и обед за двоих мы отдали 56 евро.

До захода солнца оставалось всего 2 часа, поэтому без минутки отдыха мы выдвинулись в Имлиль. Дорога эта далась нам очень просто, наверное, потому что ноги в шоке от того, что мы с ними вытворяем. Передвигались по инерции тела, а тропы были знакомы до мельчайших подробностей.

Спустя чуть больше полутора часа, было уже почти темно, а нам оставалось еще 4 км до Имлиля. Здесь, к счастью, нас подобрал араб, ехавший в Марракеш. Не бесплатно, конечно же, выторговали у него с 80 до 40 Dh. Сев в машину, мы осознали, что поехали бы и за 80, потому что ноги гудели, как сумасшедшие! Парнишка довез нас до отеля, где 2 дня назад мы оставили свои вещи. Вот прям и хочется написать, что мы зашли в комнату и уснули. Так оно на самом деле и было. Уснули быстро крепким-крепким сном.

То, что было утром, это уже другая история, но началась она с жесткой боли в ногах:))) За два дня мы нашагали более 40 километров.