Марокко - грандиозное разнообразие
#Пакуемся
У хорошего путешественника нет точных планов и намерения попасть куда-то.
© Лао-Цзы
Мы путешествовали по Марокко с 21 ноября по 5 декабря 2015 года
Журнал нашего путешествия
21 ноября. На Касабланку
Записи Артема

Приехали в центр Касабланки мы из аэропорта Мохаммеда V на старом синем поезде в 18:00, уже было темно. Сразу направились в отель, путь к которому проходил сквозь улочки. Тут нам стало жутко: освещение тусклое; повсюду разбросан мусор ; кто-то курит; кто-то выпивает; везде, пугающая своим произношением, арабская речь; запах на улице отвратительный… Даша все крепче впивалась в мою руку и просила ни в коем случае не отпускать.

Отель оказался не очень, несмотря на свою высокую, по местным меркам, стоимость в 40 евро: по всюду пыль; мыло и шампунь отсутствовали; лампа не горит и т.д. Чистая там была только кровать) Мы умылись, искупались и пошли, в честь Дашиного дня рождения, в Рик'с кафе. После, у нас уже не оставалось сил ни на какие гулянки.... спать…

22 ноября. То ли соленый, то ли острый...
Записи Артема

Рядом с нашим отелем находятся все достопримечательности города. Мы жили около старой Медины. В нашем понимании Медина - это место, где торгуют национальной продукцией, а оказалось, что большинство людей предлагают здесь товары из алиэкспресс. В некоторых местах колорит востока, конечно же, передавался на все 100 %: кожаные изделия, ковры, украшения (как у Жади), кальяны, тапочки (бабУши), мантии в пол, чайники и самовары, светильники и так далее.

Изголодавшись, мы заглянули в местное кафе. Мы всегда ориентируемся так - много местных в кафе - значит не дорого и еда будет присуще их культуре. Поднесли нам тажин и подали 4 батона. На этом все: никаких столовых приборов, ни салфеток, ни приправ - ничего. Повар открыл крышку и ушёл. Блюдо осталось кипеть у нас перед носом. Сидящие рядом марокканцы макали батон в блюдо и ели руками. Что ж, новая страна, новая культура. Словно дети, мы повторяли за местными, то и дело обжигая руки и губы. На вкус тажин потрясающий: одновременно соленый, одновременно перченый. Даже мною ненавистные тушеные кабачки оказались изумительно прекрасными. Возможно не последнюю роль играл голод, но все же.

Такой обед нам обошелся в 210 рублей на двоих.
Ночью я просыпаюсь в холодном поту от страшного сна, что-то связанное с жертвоприношением
23 ноября
Записи Даши

В Касабланке нам не понравилось - мы отправились в прибрежный город на юге страны, в Агадир. В это время года десятки отличных отелей простаивают в ожидании заплутавшего туриста, сбивая цены до смешных. Среди многих предложений в Агадире мы остановились на Rihab Hotel, фотографии которого понравились больше всего.

На вокзале мы остановили такси и отправились по указанному адресу, средняя цена поездки тут 20 Dh. С досадой осознали, что Google нас впервые подвёл. Наш отель находился в 1,7 км от того места, где нас высадил таксист. Уставшие и измотанные от ночной поездке на автобусе с сумками на плечах мы пошли. В итоге мы получили вознаграждение в качестве уютной чистой комнаты с мягкой кроватью, ванной, кухней и балконом с видом на Атлантический океан.

Целый день мы провели на пляжу. Закончился наш день вкусным ужином, приготовленным собственноручно из местных продуктов и за просмотром КВН.

Ночью я проснулась в холодном поту от страшного сна, что-то связанное с жертвоприношением. Я сразу поняла где источник. Из ночного клуба, что за углом, доносились басы в перемешку с арабской музыкой и жуткими криками мужика. Поворачиваю голову, муж спит как младенец! Я оделась и пошла вниз, на ресепшене мне сообщили, что этот балаган будет продолжаться до 5 утра. И вот он, рай, который нам вскружил голову! Это мне напомнило типичный сюжет фильмов ужасов, когда днём все хорошо, все радуются, а ночью приходят какие-нибудь зомби и всех съедают!

Ноги начинают меня материть - вода ледяная
23 ноября
Записи Артема

Внутри нас загорелся фитиль предвкушения, когда мы заметили океан. Присмотревшись, мы обнаружили в воде несколько людей с досками - это серферы!!!!! Как обезумевших, наши ноги направили нас к палатке с обмундированием. Познакомились с Мухамедом, который как раз заведует всем этим.

Даша решила не рисковать, так как вода была холодной, а она буквально перед отъездом лечила зуб и тот до сих пор иногда напоминал ей о себе. А я напялил гидрокостюм, усеянный мелким песочком, взял доску и побежал в океан, как кот, которому подкинули еды в миску.

Первый шаг в воду, ноги начинают меня материть - вода холодная, второй шаг - теплее не становится. Чем дальше я заходил, тем больше захватывало дух. Желание серфить преобладало над моим организмом точно также, как и уплаченные 100 дирхам за аренду.

После первой окутавшей меня волны, я слился в синергии с океаном и доской. Заплыл подальше, туда где волны только начинаются. Вот, отличный момент - гребу, гребу, гребу и... волна прошла сквозь меня. Вторая попытка оказалась неудачной, и третья, и четвёртая... Серфер рядом со мной объяснил ошибку - я рано начинаю грести и вставать. Подниматься надо конкретно, когда волна "впивается" в тебя. Осмыслив, я пропустил несколько слабых волн и дождался big wave, развернулся к берегу, оглянулся назад в ожидании момента старта. Волна в нескольких шагах, я стал крутить руками, словно двигатель BMW. Волна догнала меня, сконцентрировавшись, я вспомнил чему нас учил Мигель в Португалии: опора на доске руками, резкий рывок, подъем, правая нога вперёд и... я на волне!!!

Представив себя со стороны, я выглядел как настоящий серфер, по-мастерски покоряющий green wave: такой загорелый паренёк, в полуприсяди, которого волна несёт к песчаному берегу, а ветер растрепывает волосы в разные стороны, ну как в американских фильмах. На самом же деле, после просмотра видео, все выглядело так: мужик, увидев волну, как очумевший стал крутить руками, разбрызгивая воду словно миксер, прыгнул на доску, встал, принялся изображать червяка - стоял на доске во весь рост, при этом размахивая руками чтобы удержать равновесие. Такой белый неуклюжий русский мужик на серферской доске... Ну да ладно, мне в тот момент было неважно как выгляжу, поэтому полез в воду вновь. Волны здесь в это время года прямо самое то, а вода холодная лишь первые несколько минут.
24 ноября. Пляж Легзира
Записи Даши

Первое, что побудило нас купить билеты в Марокко - это живописный пляж Легзира. В Агадир мы приехали как раз из-за него - это ближайший крупный город, примерно в 150 км.

Мы собрали необходимые вещи в рюкзак, на всякий случай взяли палатку, и пошли в центр города. Встали на ближайшей остановке и попытались поймать машину автостопом.

Остановился таксист, который предложил нам отличный способ добраться до пляжа - гранд такси. Это так называемое коллективное такси, где стоимость поездки делится на всех пассажиров, получается очень выгодно.

Через 10 минут мы уже были на станции. До Легзиры кроме нас желающих не было, поэтому выбор пал на город Тизнит, что по пути к пляжу. Такая поездка обошлась нам в 35 Dh на двоих. Мы уселись поудобнее на заднее сиденье и стали ждать пока машина заполнится. Вскоре подошла пара: тощий мужчина и довольно упитанная женщина. «Ну все, все в сборе» - подумали мы: «Сейчас поедем!». Мы надеялись, что женщина сядет спереди и освободили немного места для тощего мужчины. Но у них были другие планы, они вдвоем стали тиснуться к нам на заднее. Водитель помог женщине, забрасывая ее левую ногу, и хлопнул дверцей. Спереди же уселась девушка, которая заплатила двойную стоимость, чтобы ехать комфортно. Как селедки в банке мы двинулись в город и проехали так 1 час 40 минут. В Тизните мы пересели в другое гранд такси до Сиди Ифни, 27 Dh. Эта машина была укомплектована по полной, нас накопилось аж 7 человек, включая водителя. Путь лежал сквозь горы Атласа и виды открывались изумительные. Кое-где был виден океан, далеко уходящий за горизонт, казалось, что это большая волна, которая вот-вот накроет все побережье!

Не доезжая до Сиди Ифни, мы вышли напротив пляжа Легзиры. Подходя к обрыву наши сердца стали биться чаще в предвкушении долгожданной встречи. У самого края открылся прекрасный вид на те самые природные хребты, в которых океан распорядился сделать ущелья.

Мы поспешили вниз, к пляжу. Освещенные солнечными лучами, арки были окрашены в ярко-оранжевый цвет, океан создавал дымку вокруг, что придавало магический эффект. Когда стоишь под этой многотонной глыбой горных пород и поднимаешь голову, то понимаешь, что тебе не хочется отрывать взгляд, ты пытаешься примерно оценить высоту, но это невозможно, потому что начинает кружиться голова! В этом месте ты ощущаешь, насколько мы малы, насколько необыкновенна природа и как могуществен океан!

Этих арок на пляже три и все разные. Первая - самая внушительная, вторая - более утонченная, а третья - совсем маленькая. Словно дружная семья, эти рыжие гиганты приветливо встречали гостей. Мы дошли до малыша и присели на перекус. Только тогда почувствовали усталость, но она была приятной, ведь мы достигли нашей цели!

Солнце подходя к горизонту, начало садиться с невиданной скоростью. В этой красоте мы совсем позабыли о времени и о том, что нам еще предстоит долгий путь домой, а в кармане всего 30 Dh. Мы шли, прибавляя шаг за шагом. Попрощались с океаном уже при полной луне и двинулись в сторону трассы.

Сказка подошла к концу - наступила реальность. Откуда ни возьмись набежали собаки, видимо охранявшие прибрежные отели. Как по цепочке из разных концов донесся жуткий вой. Мы взялись крепче за руки, шли молча и не оглядываясь.

Луна еле освещала дорогу и огоньки фар проезжали по дороге все реже. Из темноты появились чьи-то силуэты, это были арабы, пасшие баранов. Тут нас на секунду захватила мысль вернуться назад и поставить палатку. Если бы не собаки, то мы бы так и сделали:)) Мы стали настойчиво маяковать водителям авто, проезжавших мимо, но никто не хотел останавливаться. Сдаваться нельзя. Удача улыбнулась нам спустя минут 30. Нас подобрал добрый француз. Он довез нас до соседнего города - Мирлефт. Не успели мы выйти из машины, как к нам прицепились местные, предлагая свои САМЫЕ лучшие отели, ковры, тажин, такси... Среди этого гама мы расслышали то, что нам было нужно - «Тизнит-Тизнит-Тизнит». Как мы были рады, когда оказалось, что до отправления гранд такси не доставало 2-х пассажиров. Довольные мы отдали последние 30 Dh и уселись на переднее сиденье!

На одном из участков дороги нас остановили местные копы! Мы заметно напряглись, ведь никто из нас не был пристегнут, да что уж тут, нас в тачке семеро!!! По очереди всех пассажиров стали освещать фонарем и проверять документы. Когда дошла очередь до нас, сложно было не заметить недоумение на лице копа, когда тот увидел европейцев ночью в битком забитой машине вдали от туристических мест. У нас же недоумение было по другому поводу: за что здесь вообще берут штрафы, за езду по серпантину задним ходом?

В Тизнит мы приехали на уже знакомую стоянку, только машин здесь почти не было. Пока ходили снимать деньги, машин не осталось и вовсе. Нашелся только один мужичок, который отправлялся в Агадир, но к сожалению пассажиров кроме нас не было. Остался последний шанс - автостоп. Мы подобрали на улице кусок картонки и написали на нем пункт назначения. Вокруг тут же появились желающие помочь найти место, где легче всего поймать машину, но мы от них сбежали, потому что сами прекрасно знали куда нужно идти - на главную дорогу.

Впереди мы увидели какой-то автобус и не раздумывая побежали к нему. Заметив это, толпа торгашей побежала за нами, предлагая свои билеты непонятно куда. Они окутали нас словно пчелы, одновременно называя цены от 200 до 500 Dh. Когда автобус тронулся, стало понятно, что эта толпа - просто наглые таксисты - разводилы. К счастью, водитель автобуса разглядел нас в этой суматохе, посадил в автобус и взял с нас всего 25 Dh. Усевшись на свободные места мы выдохнули и с теплотой подумали о нашем уютном номере, который ждет в Агадире.

Прокручивая сейчас в голове события того дня, поняли какие мы счастливчики. Это еще раз доказывает простую истину: если ты чего-то хочешь, то обязательно этого достигнешь, главное не опускать руки и продолжать действовать несмотря ни на что!
В Марокко очень много различных сладостей, в том числе выпечки.
Вот как мы старались начинать свое утро здесь.

25 ноября. Спокойствие нам только снилось
Записи Артема

Последние два дня мы были в городе Марракеш. Заселились в отеле на медине, где расположилось огромное количество продавцов. Город очень шумный, туристический, насыщенный неимоверным количеством торговцев. По заполненным людьми узким улочкам, местные умудряются ездить на велосипедах, байках, на мулах и даже на автомобилях. Спокойно по улице не пройдешь, либо тебя затянет кто-то из назойливых продавцов в магазин, либо кто-нибудь толкнет из-за недостатка места.

Главная, она же самая большая площадь в городе, Джема-Эль-Фна кипит различными фокусниками, гадалками, музыкантами, продавцами, танцорами, попрошайками! Всех не перечислить. После ее посещения голова идет кругом, вечный шум не дает покоя. Из-за переизбытка туристов цены здесь гнут заоблачные на все что угодно. Если ты не умеешь торговаться, то можно попрощаться со своим кошельком. Например в одном месте глиняная чаша стоит 50 Dh и мы сторговались до 20 Dh, в другом месте она же будет стоить 150 Dh. И все в таком духе.

К концу вечера у нас разрядился телефон и мы не могли найти дорогу в отель. Мы помнили лишь его название. Какой-то парнишка подошел и спросил не потерялись ли мы? В ответ мы положительно махнули головой, назвали отель и он указал нам путь. Поблагодарив его, двинулись вперед. После он догнал нас и стал расспрашивать откуда мы, нравится ли в Марокко, в общем строил из себя добряка. Затем парень ушел немного вперед, намекая, чтобы мы шли за ним. Стало понятно, что он попросит денег за помощь, поэтому приготовили 8 Dh. Он действительно привел нас туда, куда нужно. Мы поблагодарили его и протянули руку с деньгами, на что он злобно отреагировал и потребовал как минимум 5 евро! При этом угрожающе стал что-то нам говорить. Рядом прошел еще один парень и сказал, чтобы мы дали ему бумажные Dh, номинал которой начинается от 20. Мы еще минуты две так простояли, что-то выясняли и в общем итоге он ушел с 8-ю Dh от нас.

Не самые лучшие впечатления у нас сложились о городе, несмотря на то, что он действительно наполнен восточным колоритом.

26 ноября. Свежий воздух
Записи Артема

Сегодняшнюю ночь мы провели в славной горной деревушке Имлиль. Деревня находится всего в 67 км от Марракеша, но несмотря на такую близость, время года в этих местах разное: в Марракеше - лето, а в Имлиле - осень.

Очень порадовала деревня своими: гостеприимством, славной архитектурой, адекватными ценами, погодой, свежим воздухом и Атласскими горами.

27 ноября. Начало пешего похода

Сегодня мы отправились в пеший поход по каменистой дороге до лагеря, откуда завтра совершим подъем на гору Тубкаль - высшая точка Марокко и северной Африки (4 165 метров).

29 ноября. Как мы покорили Тубкаль
Записи Даши

Вчера мы покорили Тубкаль, боль в ногах до сих пор напоминает нам о нашей победе. О ней и пойдет речь.

После плотного завтрака в отеле мы выдвинулись на тропу, любой местный при слове "Тубкаль" укажет путь в нужную сторону, поэтому заблудиться сложно. По пути можно встретить множество пунктов аренды оборудования для восхождения. Здесь мы и взяли на 2 дня кошки и мне тёплые штаны (все по 40 Dh).

Итак, мы начали свой трекинг, наполненные интузиазмом: погода чудесная, выспались, сытые! Поход нам представлялся захватывающим приключением - шли за руки и напевали песню из "Волшебника изумрудного города». Очевидно, что 17 км - это задача не из легких, мы заранее себя настраивали, что будет трудно. Но пройдя первые 5 км в гору, мы ощутили себя супер-мощными гигантами, которые не знают усталости. Шли, смеялись, любовались горными деревушками, снимали видео… Но вскоре деревни кончились, вместе с ними и хорошие дороги. Впереди были только каменные тропинки в гору, вытоптанные барашками, ослами, козочками и нашими единомышленниками.

Путь по тропинкам оказался сложнее, мы почти перестали разговаривать друг с другом, но сил еще хватало, чтобы снимать видео во время пути. Мы прошагали в гору километра четыре и набрели еще на одну деревушку, расположившуюся у устья реки, бежавшей вниз по каменистым склонам. Пройдя по белому мостику, переброшенному через водопад, мы решили сделать небольшую остановку. Здесь нет ни связи, ни интернета, только свежий воздух, отдающий прохладой и первые за все время замерзшие струйки воды в ущельях - это была середина нашего пути. Набравшись сил, мы пошли по уже привычной тропе, но вдруг местные остановили нас и сказали: «Вы идете в глубь деревни, путь на Тубкаль там!» - и пальцем указали на высокую каменистую гору, где еле-еле была видна тропинка. Это и был наш путь.

На следующем участке трекинга к нам присоседился новый попутчик - отдышка. Все безумные красоты по сторонам уже не представляли никакого интереса. Мы смотрели только под ноги, потому что дорога была непредсказуемая, а слева от нас был обрыв, который далеко внизу давал начало зеленой равнине.

Мы спешили обогнуть эту гору, потому как были уверены, что за ней лежит последный отрезок нашего пути до лагеря альпинистов. Так оно и было! Присев на привал, мы встретили ребят из Чешской Республики, которые возвращались с Тубкаля. С широкой улыбкой и подбодряющей ноткой в голосе они объявили, что до лагеря осталось примерно один час сорок минут. Тут у меня вылетело: «Oh My God!». Мы идем уже 4 часа, как прирожденные горцы! Откуда еще взять силы на остаток пути??? Но другого выбора нет. Мы съели 2 варенных яйца, запили их ледяной водой и пошли дальше. Картина, которая встала перед нашими глазами напоминала кадр из какого-то приключенческого фильма: перед нами была широкая равнина с заледенелыми водопадами, заключенная горными массивами, солнце начинало садиться, но лучики нежно отражались в ручейках, которые петляли по нашей дорожке. По камням, как лягушата, мы прыгали, чтобы не замочить обувь. Мы вспомнили Фродо и Сэма, которые на своем пути в Мордор наверняка повидали что-то подобное.

Привалы стали все чаще, в тени было даже холодно, поэтому мы надели куртки и шапки. Вдруг на горизонте появились коричневые кирпичные дома - нам сюда! Не помню точно, какие были мысли у нас на последнем броске, помню только, что было тяжело и как мы записывали в журнал наши имена для заселения. Здесь мы познакомились с ребятами: Эван, Крис из Аляски и Шер и Лора из Канады, с которыми и решили завтра утром выдвигаться на Джебель Тубкаль. После вкусного ужина (хотя любой ужин после такого пути покажется вкусным) мы забрались в спальники и легли спать. Ночью спали плохо: гудели ноги, спина, поясница, снились камни, обрывы, падения… казалось, что мы не сможем покорить вершину. Но в 5:30 прозвенел будильник и вместе с этим назойливым звуком появились силы и такой боевой настрой, что можно было смело включать саундтрек к фильму «Терминатор»!

Мы позавтракали хлебом с вареньем и вышли на тропу. Нам предстояло 3,3 км. Вот тут мы по-настоящему узнали, что значит подниматься в гору! Как какие-то животные, цепляясь за огромные глыбы руками и ногами, мы поднимались метр за метром. С первых же минут подъема хотелось остановиться на отдых, но ребята задавали темп. Неожиданно под ногами стали сыпаться камни, а так как мы шли друг за другом, стало опасно. Тогда Крис, который работает пожарником в лесах Аляски и покорил уже ни одну вершину, стал вести нас обходным путем.
До захода солнца оставалось всего 2 часа, поэтому без минутки отдыха мы выдвинулись в Имлиль - впереди еще 17 км
Медленно, но уверенно вышли на новый этап тропы, где начинался лед. Мы надели crampons или по-русски - кошки, которые помогают цепляться за лед, и после небольшого перекуса двинулись дальше. В самый неподходящий момент у меня слетел левый крампонс, потому что на нем отсутствовала часть, которая фиксирует пятку. Спасибо Эвану, который нашел в своем рюкзаке бечевку и стал вязать своего рода лямку, как на сандалии. Готово! Можно идти дальше.

Вскоре мы вышли к подножию вершины Тубкаля. Уже был виден тот треугольник, который обозначал пик горы, а вокруг можно было наслаждаться красотами пустыни, Атласских гор и далеких городов. Но мы проделали этот путь не из-за этой красоты, а чтобы положить в нашу семейную копилку впечатления от покорения первой в своей жизни горы! Поэтому, собрав последние силы, мы поднимались выше. Перед самой вершиной, за несколько шагов, мы взялись за руки, чтобы сделать это вместе… три, два, один! Ура!!!!)) У нас получилось!!! В общем итоге на подъем у нас ушло 4 часа.

Ощущения нереальные! Но тебе не хочется прыгать или кричать всему миру, какой ты герой. Наступает тишина… все вокруг замирает, ты садишься на холодный камень и вглядываешься вдаль, а в голове пустота, будто все мысли остались где-то там внизу, будто внутри тебя перезагружается какой-то механизм. После минутки уединения с самими собой, наступили оживленные разговоры, фотографии, доставания из рюкзаков разной еды и моментальное ее поглощение.

Уходить совсем не хотелось, но времени было в обрез, потому как нам, кроме спуска к лагерю, предстоял еще и 17-ти километровый поход обратно в Имлиль. Мы тепло попрощались с ребятами и стали спускаться. Это в два раза быстрее, чем подниматься, но все же тяжело. Так как мы шли без проводника, то грех было не заблудиться! В итоге в лагерь возвращались по устью бегущей реки. Мы не расстроились, потому что всегда приветствуем разнообразие))

На дрожащих ногах мы зашли на кухню и попросили что-нибудь поесть. Нам тут же принесли омлет с сыром и марокканский салат из помидоров. Вообще, "Refuge du Toubkal" - очень приятное место с внимательным персоналом, за это им огромное спасибо. За ужин, ночь, завтрак и обед за двоих мы отдали 56 евро.

До захода солнца оставалось всего 2 часа, поэтому без минутки отдыха мы выдвинулись в Имлиль. Дорога эта далась нам очень просто, наверное, потому что ноги в шоке от того, что мы с ними вытворяем. Передвигались по инерции тела, а тропы были знакомы до мельчайших подробностей.

Спустя чуть больше полутора часа, было уже почти темно, а нам оставалось еще 4 км до Имлиля. Здесь, к счастью, нас подобрал араб, ехавший в Марракеш. Не бесплатно, конечно же, выторговали у него с 80 до 40 Dh. Сев в машину, мы осознали, что поехали бы и за 80, потому что ноги гудели, как сумасшедшие! Парнишка довез нас до отеля, где 2 дня назад мы оставили свои вещи. Мы зашли в комнату и уснули. Уснули быстро крепким-крепким сном.

То, что было утром, это уже другая история, но началась она с жесткой боли в ногах:))) За два дня мы нашагали около 40 километров.

1 декабря. Принципиальный восточный менталитет
Записи Артема

Наш путь в Шефшауэн оказался с пересадкой в городе Тетуан. Погуляв по этому городу, мы сделали несколько следующих выводов:

- цены здесь значительнее ниже, чем в туристических местах. На 30 Dh мы вдвоём объелись от души;
- здесь намного чище, чем в туристических городах;
- за помощь в поиске того или иного места, здесь не просят денег;
- здесь значительно меньше людей знают английский язык.

Город раскинулся прямо среди Атласских гор. Все дома белого цвета и каждый возвышается друг над другом, все это похоже на долину эльфов из сказки.

Именно здесь мы познакомились с принципами и характером восточных мужчин. Подойдя к базе гранд такси, мы просто сказали: "Шефшауэн", и уже по привычке ждали пока на нас набросятся таксисты. Обратились к одному из них и спросили: "Есть ли ещё желающие поехать в этот город?". Тот ответил: "Пока нет...". "Окей, пойдём ещё поищем, чтобы не сидеть просто так" - продолжили мы. Тут же появились несколько молодых ребят на наше направление, они уселись в машину и мы радостные вернулись, но водитель вдруг обиженно сказал: "Я вас не повезу, садитесь в следующую машину!". Мы пробовали его уговорить, но ни в какую, даже его коллеги не смогли переубедить. Чтобы не терять время мы пошли на автовокзал, а водитель остался ждать ещё двоих для поездки в Шефшауэн.

Мы подошли к стойке крупной автобусной компании CTM - они отправляются только через два часа. Нас направили в тринадцатое окошко. Там никого не было, к нам лишь подошёл араб со свёрткой бумаг, заявляя что это он продаёт билеты. Мы не были уверены в его словах и попросили показать автобус, на котором поедем. Но в ответ услышали лишь нотки возмущения. Мы обратились к работнику автовокзала, объяснили чего хотим и тот тыкнул пальцем на мужчину, который пытался продать нам билеты. Подошли к нему, но он стоял будто не замечая нас и продавал оставшиеся билеты другим пассажирам - обиделся. Работник автовокзала подошёл к нему и что-то прошептал на ушко - вроде согласился. Покупка проходила следующим образом: я отдал деньги работнику автовокзала, тот передал их мужчине, получив взамен билеты, которые впоследствии оказались в моих руках. Сдачу продавец отдал Даше, настолько он обиделся на меня.

Вот он, восточный менталитет.
В целом город и его жители оказались очень приятными!

По дороге в отель, нам три раза пытались продать "лучшую" травку
3 декабря. Самый синий город на планете
Записи Артема

Шефшауэн - самый синий город планеты. Он переполнен котами и растаманами. Гуляя по улицам можно учуять запах гашиша. Город, видимо из-за этого очень спокойный, никто никуда не спешит, медленно разговаривают, иногда несут ерунду. Здесь же, по дороге в отель, нам три раза пытались продать лучшую травку.

Город располагает к релаксу. Он окутан горами, поэтому здесь всегда свежо. Шефшауэн сравнительно чище, чем остальные города Марокко, которые мы посетили.

Вообще Северная часть страны очень похожа на Европу: зелёная трава, горы здесь совсем не лысые, архитектура также близка к Европейской. Только вот с английским здесь сложнее, местные в основном знают французский и испанский.

5 декабря. Снова Рим
Записи Даши

Сегодня провели целый день в Риме, пересадка здесь 12 часов, не сидеть же в аэропорту. Что сказать, евро даёт о себе знать - еда получается дорогой в любом месте. Даже небольшой бутерброд и тот выходит в 140 рублей.

Пробежались по основным достопримечательностям, таким знакомым нам ещё с лета 2013-го, когда мы ещё не были семьёй. От этого воспоминания всплывали такие душевные и милые. Кстати, Рим дал старт нашим путешествиям за границу.

Сейчас едем в аэропорт, откуда отправимся обратно в Москву. Уже немного соскучились, по резиновой!

Карта нашего путешествия
Отправились на самолете из Москвы, мы остановились в Риме, затем прилетели в Касабланку и далее в Агадир, пляж Легзира, Марракеш, деревня Имлиль, гора Тубкаль, Марракеш, Тетуан, Шефшауэн, Касабланка, Рим и снова Москва